Обрубовка, как основа для понимания сложных объемных форм

 RSS

Post 41 of 64
обрубовка головы

Когда я учился в художественном колледже, нас учили видеть и понимать форму от общих объемов постепенно сужая внимание к более мелким деталям. Научиться такому подходу к рисунку и понимания формы окружающих предметов поможет

Обрубовка головы как метод построения рисунка

В основе метода лежит идея о упрощении любой сложной формы до уровня примитивных геометрических форм, и последующему тональному разбору данных форм в пространстве.

Данный метод учит художника смотреть на форму любого предмета более осознанно, постоянно анализируя пространственные характеристики, такие как глубина, резкость, насыщенность.

А если есть основа понимания того как строится тот или иной предмет окружения (реальный или вымышленный) который мы хотим нарисовать, то в своих иллюстрациях мы осознанно можем манипулировать этими показателями создавая более объемные и интересные картинки.

как это сделать я сегодня вам расскажу, по крайней мере постараюсь натолкнуть всех самоучек в нужном направлении на пути художественного самообразования.

“Взгляд художника”

прежде чем перейти к теории я хочу акцентировать ваше внимание вот на чем. Как художник смотрит на окружающие нас предметы. Художник анализирцет любой предмет как 3D сканер. Он смотрит как-бы сквозь предмет и видит его «прозрачным». Не в буквальном смысле конечно. Просто если изучаемый предмет прозрачный, то сразу приходит понимание того как данный предмет выглядит в пространстве со всех сторон.

понимая общую форму предмета и зная такой закон воздушной перспективы как «ближе насыщеннее, дальше более приглушенно» можно любой предмет изображать правильно с точки зрения объемов формы.

Обрубовка. Начинаем с простых форм

для примера рассмотрим простой куб. То что у куба есть грани, я думаю всем понятно и не требуют дополнительных комментариев.

Представим изображение куба в виде каркасной формы (прозрачным) где видны все его грани. изобразим все линии одной толщины. Получился плоский рисунок.

теперь вспомним понятия о воздушной перспективе «ближе насыщеннее, дальше более приглушенно» и применим это правило к рисунку нашего куба. Линии которые ближе к глазу зрителя, мы сделаем толще, а линии которые дальше, будут тоньше.

обрубовка

на схеме (рис.2) красным кругом я выделил наиболее близкую точку, она у нас и будет наиболее насыщенной. далее по нисходящей, взгляд постепенно скользит по граням куба, толщина которых должна уменьшаться. Красными линиями я показываю движение глаз.

Переходим к построению более сложных предметов. Обрубовка головы

когда стоит задача «построить» в рисунке сложный предмет крайне важно определить точку которая по замыслу художника должна быть расположена ближе всего к зрителю. — это будет отправной точкой, которая будет в нашем рисунке самой контрастной и насыщенной. Дальше при построении формы мы никогда не должны забывать об этой точке и все последующие линии должны по тональности быть более приглушенными и не такими насыщенными.

обрубовка

не зная этих основ можно наблюдать рисунки, где художник изображает в портрете ухо, например, более контрастным чем нос. Но мы то уже знаем, что этого не может быть по законам воздушной перспективы, поскольку ухо дальше от зрителя чем нос

обрубовка

в художественных школах, чтобы натаскать будущих художников и научить их чувствовать, как меняется насыщенность того или иного «узла» в рисунке, используют гипсовую модель — обрубовка головы, упрощенную до плоскостных форм, отсюда и название «обрубовка» По такой модели, как не крути, проще понять и отследить как расположена та или иная точка по отношению к линии взгляда художника.

обрубовка

понимание этих основ является базовым и открывает художнику безграничные возможности для экспериментов в рисунке с формой и пространством.

Если же эти основы опустить и не пытаться разбирать форму, то рисунок будет «плоским» и не выразительным.

Учимся «правильно» смотреть на предметы окружения

для закрепления данного навыка пространственного видения формы предметов, я рекомендую регулярно практиковаться в создании простых набросков окружающих вас предметов людей

основной целью быстрых скетчей, будет создание линейного рисунка, в котором четко должна прослеживаться форма предмета в пространстве. Всегда в памяти держите правило воздушной перспективы «ближе — насыщеннее, дальше — мягче»

наброски

на примере данных набросков четко видно что художник подчеркнул область расположенную ближе всего, наиболее контрастно. Особенно это показательно на крайнем правом наброске. Обратите внимание колено по тональности насыщеннее чем голова. Но никак не на оборот.

У профессиональных художников пространственное восприятие формы уже вшито на подсознательном уровне, и процесс работы выглядит легким и естественным. Но за этой «легкостью» стоят годы практики «осознанного» рисунка и постоянного детального анализа формы.

Когда я был студентом художественного колледжа, мой преподаватель рисунка постоянно требовал «изучать» и «строить» любую форму которую мы рисуем. Понимать как она выглядит со всех сторон, а не только с той стороны куда падает взгляд зрителя

Как знание о пространственном построении формы, помогает в создании мультяшных картинок.

Чем поможет обрубовка?

В основе мультяшной иллюстрации все равно лежит линейный рисунок. По линейному рисунку, рекомендую отдельно изучить урок «Техника подготовки рисунка. Отрисовка в иллюстраторе» я там подробно обьяснял методы создания линейного рисунка в контексте работы над мультяшным персонажем.

Так вот, без тех основ которые изложены выше крайне сложно будет создать выразительный линейный рисунок. В работе над линией мы все сводим к нашей формуле «ближе — насыщеннее, дальше — мягче» или если говорить о линии то можно правило сформулировать следующим образом «в предметах которые мы хотим выделить и подчеркнуть линия должна быть толще, все что мы считаем незначительным для восприятия, там делаем линию тоньше»

Menu